Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
равные возможности получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся при получении начального, основного общего, среднего общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
единство образовательного пространства Российской Федерации;
демократизацию образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт является основой для:
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения;
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения;
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
В школе реализуются следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
1-4 классы - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
5-9 классы - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
10-11 классы - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), в том числе и изменения к нему внесенные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
С 1 сентября 2016 года реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 года № 1598 (перейти)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 года № 1599 (перейти)
Документы ФГОС ОО (перейти)
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 (перейти)
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 (ред. от 11.12.2020 года) (перейти)
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 (ред. от 11.12.2020 года) (перейти)
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 года № 08-1786 (перейти)
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 года № 413 (ред. от 11.12.2020 года) (перейти)